Дорога из зубов.

Дорога из зубов


Говорят, что в украинском селе Крымно несколько веков назад была построена дорога из конских зубов. Автором идеи был Граф Альфред Вроницкий. Для укладки дороги брались конские зубы и устанавливались вертикально, затем это все заливалось специальной смесью. Она состояла из известкового раствора и крошки. Ширина этой дороги составляла свыше 6 метров, а длина до 9 верст. Удивительно, но ее небольшой участок сохранился до нашего времени.

Давайте узнаем правда ли все это и для чего было сделано.

О происхождении этой дороги до сих пор ходят легенды. Говорят, когда в 1812 году остатки Великой армии Наполеона, гонимые Кутузовым, вторглись на Волынь, именно в этих местах — в непроходимых болотах — и вязла армейская кавалерия. Сколько тысяч людей и лошадей погребла топкая местность — подсчитать невозможно. Но когда со временем вода ушла, земля побелела от множества костей.

Так и лежали останки наполеоновской армии долгие десятилетия, пока на ум местному пану из села Крымное Старовыжевского района не пришло воспользоваться ими как бесплатным … стройматериалом.

Дорога из зубов


ХИТРОУМНЫЙ ПАН

О Федоре Григоруке в Крымном сохранилась добрая память. Говорят, был управляющим у польского помещика Браницкого — присматривал за производством на сахарном заводе. В селе у него было приличное имение: до 30 соток земли, изба на шесть комнат, пруд, который специально для него вручную выкопали крестьяне, дорогая посуда, картины и великолепная библиотека. Рассказывают, был большим ценителем литературы и хранил редчайшие издания. Еще очень любил сирень — в саду, помимо множества фруктовых деревьев, красовалась сирень семи сортов.

От села до сахарного завода был очень плохой подъезд. Пан Григорук всерьез задумался о строении добротной дороги — ведь дело-то вел прибыльное. Как-то раз ему и бросились в глаза разбросанные по полям кости. Прикинул, что из останков может получиться неплохая дорога. Только подойти к строительству надо с умом. Он решил использовать не все, что было под ногами, — предложил селянам собрать лишь … челюсти погибших лошадей.

И в селе началось движение — крестьяне ринулись выполнять волю пана и возами свозить из окрестностей большущие зубы. Рассказывают, Григорук людям платил хорошо, потому и нанимались к нему охотно. Когда достаточно собрали материала, закипела работа. Технология невиданного доселе строительства была довольно простой — зубы укладывали корнями вниз, а сверху заливали бетонным раствором. Так вышла полукилометровая дорога шириной 10 метров. Вблизи, конечно же, поставили корчму

ПАНСКАЯ ОБИТЕЛЬ СЕГОДНЯ

Личная жизнь у Федора Григорука сложилась не лучшим образом. Жена, говорят, была полоумной, умерла очень молодой. Детей так и не нажили. С тех пор много воды утекло. Панские корни потерялись в далеком прошлом. В период Первой мировой войны во время оккупации сахарный завод вывезли. Корчму уничтожили. С годами владелицей остатков панского имущества (в советское время земли переделили, множество ценностей разворовали) стала Мария Билец. Ей перепала панская обитель.

— Красотища-то какая была — не пересказать, — вспоминает хозяйка. — Сегодня из всего барского имущества мало что осталось. Старинные книги разобрало начальство — местное и из Луцка. Обещали вернуть, но до сих пор несут. От пруда осталась половина — соседи размежевали. Многие личные вещи пана Григорука несколько лет назад сгорели. Тогда во время пожара, спасая наше имущество, погиб мой муж Петр — на него упала балка.

Теперь во дворе отстроили новый дом для Марии Билец. Современный. К сожалению, от барского имения здесь теперь нет и следа. Но хозяйка охотно проводит меня в старый сад. А там указывает на маленькие источники:

— Здесь когда-то, еще во времена пана, были три колодца. В целости сохранился лишь один. На месте двух других бьют ключи. Какое бы жаркое лето ни было, а в нем воды и на каплю меньше не становилось — всегда полнехонький. К нему соседи идут, когда у них колодцы мелеют. И вода тут какая-то особенная: летом всегда студеная, а зимой теплая, аж дышит паром.

Дорога из зубов


МЕСТНЫЕ ТАЛИСМАНЫ

От «лошадиной дороги» остался только небольшой кусок. Однако до сих пор местные жители выкапывают с картофелем или свеклой лошадиные зубы вели чиной … свыше 10 сантиметров! Прячут их на память — ведь уверены, что это именно те, «наполеоновские останки», которым вот уже почти 200 лет.

Уточнения:

В других источниках встречаются такие уточнения: Историю про эту дорогу я читал лет 20 назад. Там было написано, что где то рядом была скотобойня. Зубы были чаще коровьими. Зубов лошадей Наполеона, как и зубов самого Наполеона, там крайне мало.

Длина дороги была около километра. Участок который сохранился частично-150 метров.

А тот тут некоторые уже успели посчитать: 40 зубов, пусть даже 3*3=9кв.см, 9*40=360, верста больше километра, но пусть будет километр

переведу в сантиметры:640*900000=576000000 общая площадь дороги, 576000000/360=1 600 000 штук лошадей. Армия 30 000, пусть каждый имел по три лошади (на одной едет, одна грузовая, одна запасная). Это 90 000, пусть 100 000

Информация для ознакомления.
Мнение редакции "Русский Мир"
может не совпадать с мнением авторов статей

Источник: infoglaz.ru
Читайте так же на сайте:


Интересное
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.