ВМ-Т Атлант

К концу 70-х годов появилась необходимость в транспортировке с заводов на космодром Байконур агрегатов ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран". Габариты и вес их, а также расстояния были столь велики, что ни один из видов транспорта задачу решить не мог

ВМ-Т Атлант


ВМ-Т Атлант


ВМ-Т Атлант


ВМ-Т Атлант


Так, диаметр центрального бака ракеты-носителя составлял 8 м, а длина – 40 м. В 1978 году было принято предложение В. Мясищева, генерального конструктора вновь созданного в 1967 году ОКБ, о перевозке этих грузов на фюзеляже самолета 3М.

Центральный бак ракеты-носителя специалисты НПО "Энергия" для перевозки поделили на две части. Первую составил самый большой отсек (кислородный бак), который снабдили полусферическим обтекателем спереди и плавным обтекателем сзади. Эту комплектацию назвали-груз 1ГТ. Головную часть ракеты (водородный бак), имеющую плавные формы, разместили на самолете "задом наперед", пристыковали к ней спереди два негерметичных цилиндрических отсека и такой же, как на 1ГТ, обтекатель. Так определилась вторая комплектация перевозки – груз 2ГТ.

Для крепления отсеков ракеты разработали специальные транспортировочные кольца, сопрягающиеся с узлами самолета. Таким образом, перевозка одного комплекта ракеты "Энергия" занимала два рейса. Последним обратным рейсом самолет возвращал на завод-изготовитель третью комплектацию – груз 3ГТ. Это были обтекатель, стекатель и другие вспомогательные детали, необходимые для последующих перевозок грузов 1ГТ и 2ГТ.

Сформированный таким образом облик грузов окончательно определил техническое задание на разработку самолета. К этому времени 3М уже сняли с производства. Для ускорения темпов разработки, постройки и испытаний самолета-носителя отобрали три заправщика и направили их на ресурсные испытания в СибНИА.

Конструкторам пришлось заново формировать систему управления самолета. Была создана специальная автоматическая система улучшения устойчивости, обеспечившая безопасность и приемлемые характеристики управляемости самолета на всех режимах его полета.
Не менее сложной оказалась проблема бафтинга, то есть проблема ударного воздействия мощных воздушных вихрей, возникающих при обтекании грузов в зоне центроплана и фюзеляжа на оперение самолета. В результате ХЧФ была заменена новой, удлиненной на 7 метров и приподнятой кверху, а однокилевое оперение заменено разнесенным с двумя огромными шайбами на концах Т-образного стабилизатора.

Сложной оказалась и проблема приспособления баков ракеты для воздушной транспортировки. Тонкостенная их оболочка, приспособленная для восприятия только осевых нагрузок, в горизонтальном положении на "спине" самолета провисала, как слабо накачанный детский шарик. Это создавало угрозу потери устойчивости оболочки при малейшей перегрузке в полете.

Решить проблему удалось, прибегнув к предварительному наддуву баков. Однако в случае утечки поддерживать в огромных баках ракеты заданный перепад давления энергетика самолета не могла. Баки пришлось герметизировать с тщательностью медицинских ампул. Такое решение, в свою очередь, породило необходимость создания системы непрерывного контроля давления в баках, которая различает падения давления из-за снижения температуры на высоте от падения давления, связанного с утечками.

Дополнительно потребовалось усиление средней части фюзеляжа, крыла и подкрыльных стоек шасси. Были установлены более мощные двигатели ВД-7М с тягой 11000 кгс, заменены гидроагрегаты на более современные с повышенным давлением, а систему электроники снабдили новыми источниками электроэнергии с высокой стабильностью параметров. Фактически получился совершенно новый самолет.

Из трех построенных самолетов, названных 3М-Т, один передали для статиспытаний в ЦАГИ. Из двух летных экземпляров один оборудовали штангой дозаправки топливом в воздухе.

Первый полет самолета 3М-Т с грузом состоялся 6 января 1982 года, пилотируемый А. Кучеренко (командир) и Н. Генераловым. Самолет при огромном скоплении аэродромных болельщиков впервые оторвался от земли с грузом весом 40000 кг.

4 апреля хозяева космодрома Байконур и гости с многочисленных заводов стали свидетелями необычного зрелища – на подготовленную для будущето космического корабля "Буран" посадочную полосу плавно опустилось странное двухэтажное сооружение. Под огромным гладким "дирижаблем" был как бы подвешен стройный двухкилевой самолет. Именно так воспринимался этот странный симбиоз теми, кто видел это зрелище впервые.

ВМ-Т использовался и как носитель для аналога космического корабла "Буран" (БТС-01). БТС-01 располагался на внешней подвеске над фюзеляжем самолета-носителя и должен был отделяться от него в полете с последующей самостоятельной посадкой.

На обоих "Атлантах" совершено более 150 полетов по доставке на Байконур всех крупногабаритных элементов космических комплексов "Энергия" и "Буран" для многочисленных испытаний по их наземной отработке на технической позиции полигона и для штатных пусков.



Информация для ознакомления.
Мнение редакции "Русский Мир"
может не совпадать с мнением авторов статей

Читайте так же на сайте:


Интересное
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.