Неповторимые мосты Санкт-Петербурга

Как только не называют Санкт-Петербург – и «северной Пальмирой» за его красоту, и «северной Венецией» за обилие мостов. Их здесь действительно более трех сотен, и они являются настоящей гордостью жителей города, ведь многие мосты в Питере – это не просто функциональная постройка для переправы на другой берег, а подлинные произведение искусства.

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга

Если вы оказались в Санкт-Петербурге впервые, то непременно постарайтесь попасть на Дворцовую набережную к 1.25 или к 3.10 ночи – в это время Дворцовый мост разводят, и зрелище это поистине незабываемое. С Дворцовой площади можно увидеть и еще два разводящихся моста – Троицкий и Биржевой. Вообще петербуржские мосты лучше всего смотреть вечером, когда включается подсветка, зрелище необычайной красоты!

Дворцовый мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Дворцовый мост – это один из самых известных символов Санкт-Петербурга, соединяющий Васильевский остров и центр города. Его название объясняется близостью к Дворцовой набережной и Зимнему дворцу (ныне Эрмитажу).

Первоначально Дворцовый мост был построен из дерева, как строили в старину; на нем были установлены масляные фонари, а проезжая часть была достаточно широкой, чтобы в начале 20 века проложить по ней рельсы для конки. В 1911 году по мосту открылось движение трамвая, а для пешеходов по обеим сторонам обустроили тротуары.

Троицкий мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Троицкий мост, который можно увидеть одновременно с Дворцовым, соединяет две площади, Суворовскую и Троицкую, перед Марсовым полем. По сравнению с Дворцовым мостом Троицкий намного «моложе» – его заложили только в 1897 году, после визита Николая II во Францию. Там русский царь участвовал в закладке моста Александра III, который и поныне является одной из главных туристических достопримечательностей Парижа. Поэтому когда президент Франции приехал в Петербург с ответным визитом, он был приглашен на церемонию закладки нового моста. Правда, назвали мост в честь Троицкого собора, и это единственная память о нем – собор разрушили в 1932 году.

Троицкий мост примечателен еще тем, что его середина четко выделена изменением наклона орнамента на ограде.

Мосты, которые охраняют звери

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


В Петербурге таких мостов несколько, и каждый имеет свой неповторимый облик. Самым известным, пожалуй, является Аничков мост со знаменитыми конными статуями А. Клодта, выполненными с необыкновенным мастерством. Кони здесь появились не случайно. В 18 веке в этом месте было много кузниц и литейных мастерских, благодаря чему Литейный проспект и получил свое название.

А вот немного «женственное» название моста не имеет никакого отношения к имени Аня. В эпоху Петра I за Фонтанкой располагалась Аничкова слобода, названная по имени подполковника-инженера Михаила Аничкова, который командовал квартировавшими там батальонами.

Банковский мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Банковский мост, перекинутый через канал Грибоедова, соединяет два острова – Казанский и Спасский. Его главным украшением являются четыре грифона с позолоченными крыльями. Банковский мост считается выдающимся памятником мостостроительной архитектуры первой четверти 19 века. Таких пешеходных цепных мостов сохранилось в Питере всего три (два других – Львиный и Почтамский).

Однако грифоны не только бдительно охраняют покой горожан, но и выполняют важную инженерную функцию: под их основаниями скрыты цепные конструкции. С моста открывается великолепный вид сразу на несколько архитектурных памятников: Казанский собор, Храм Спаса на Крови, а также на Невский проспект.

С грифонами связано интересное поверье: если положить под лапу этого мифического чудовища монетку или поцеловать его выше хвоста, то все финансовые неурядицы обойдут вас стороной.

Львиный мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Львиный мост через канал Грибоедова находится неподалеку от Банковского. Они были открыты в один год, а скульптуры львов выполнены тем же мастером – П. Соколовым. Львы, как и грифоны, выполняют две функции: эстетическую и инженерную, недаром они пастями удерживают цепи. Хотя мост и небольшой, он произвел на немцев такое впечатление, что в 1838 году в Берлине на территории Тиргартена была установлена его уменьшенная деревянная копия.

Львиный мост расположен в очень живописном месте, где открывается прекрасный вид на изгибающийся канал и открывающуюся романтическую панораму, недаром его так любят и коренные петербуржцы, и приезжающие сюда туристы.

Египетский мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Египетский мост, как нетрудно догадаться, охраняют сфинксы, и вообще весь его декор был выполнен в египетском стиле – причудливо переплетенные в орнамент иероглифы украшали колонны, порталы и практически все архитектурные элементы. В старые времена мост освещался фонарями, установленными на верху сфинксов.

К сожалению, сегодня, кроме сфинксов, ничего этого не сохранилось. В какой-то степени это связано с трагическим происшествием, случившимся в 1905 году, когда из-за перегруженности мост обвалился, и при перестройке многое было утрачено.

Египетский мост переброшен через Фонтанку и связывает части Лермонтовского проспекта. Хотя во времена своей постройки он находился далеко от центра города, сегодня Египетский мост вошел в его центр и является одной из туристических достопримечательностей.

Мало-Конюшенный мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Мало-Конюшенный мост имеет к животным лишь отдаленное отношение, он просто располагался поблизости от Главных императорских конюшен. Это уникальная по сложности архитектурно-инженерная композиция: в начале 19 века архитектор К.И. Росси разработал вместо двух существовавших небольших деревянных мостиков проект двух мостов, у которых на середине Мойки была бы общая опора, а концы опирались бы на берега Мойки и Екатерининского канала. Для архитектурной завершенности проекта понадобилась третья мостовая арка, благодаря чему вся эту композицию часто называют Трехарочным мостом. С него открывается великолепный вид на собор Спаса на Крови, а рядом находится Михайловский сад.

Литейный мост и другие

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Литейный мост переброшен через Неву в самом глубоком ее месте (24 м). Он назван в честь Литейного двора, где в эпоху Петра I отливали пушки. Хотя Литейного двора давно уже нет, память о нем сохранилась и в названии моста, и в названии Литейного проспекта.

Литейный – тоже разводной мост, правда, здесь поднимается лишь одна секция. Зато у него потрясающей красоты ажурные решетки. Как тут не вспомнить Пушкина: «…твоих оград узор чугунный»! Решетки действительно уникальные, с русалками, которые попарно держат щит с гербом Санкт-Петербурга, а их хвосты вплетаются в искусный растительный орнамент. С Литейного моста открывается один из самых завораживающих видов на город.

Синий мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Синий мост со своей рекордной шириной (97,3 м!) по праву считается самым широким мостом в мире. Иногда его даже называют «мостом-невидимкой», потому что, соединяя Исаакиевскую площадь и Вознесенский проспект, он благодаря своей ширине настолько гармонично вписывается в общую композицию, что воспринимается как часть самой площади.

Интересна история его названия. В стародавние времена рядом располагались четыре совершенно однотипных деревянных моста через Мойку, так что их постоянно путали. Городские власти нашли простое, но оригинальное решение: мосты просто выкрасили в разные цвета. Свое название и окраску Синий мост сохранил до наших дней.

Красный мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Красный мост, как нетрудно догадаться, тоже входил в число однотипных мостов. Возможно, сегодня он выглядит не так эффектно, как другие питерские мосты, но именно так он выглядел первоначально и в таком виде дошел до наших дней. Красный мост был построен в 1717 году из дерева, как и большинство тогдашних мостов, и вначале его называли «Белым». Лишь через два года мосты покрасили, и он стал называться Красным. Столетие спустя деревянную конструкцию заменили на металлическую.

С Красного моста открывается впечатляющий вид на одно из самых знаменитых зданий Петербурга, выстроенных в стиле модерн: это здание торгового дома фирмы «Эсдерс и Схейфальс» с куполом и башней со шпилем, исторический облик которого был недавно восстановлен.

Пантелеймоновский мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Пантелеймоновский мост, сооруженный через Фонтанку в 1824 году, соединяет два острова: Летний сад и Безымянный. Он примечателен тем, что это первый цепной мост не только в России, но и в Европе. Правда, при сильных порывах ветра он раскачивался, но многие петербуржцы – любители острых ощущений были настолько уверены в его прочности, что воспринимали это как дополнительный эффект.

Однако когда Египетский мост, имевший аналогичную конструкцию, обвалился из-за перегрузки, было решено реконструировать и этот мост. Против такого решения протестовали многие горожане, в том числе и знаменитый художник и историк искусства А.Н. Бенуа; они считали, что этот необычный мост нужно сохранить в первозданном виде, но соображения безопасности победили.

В 1906 г. мост разобрали, а в 1907-1908 гг. соорудили новый металлический арочный мост, декорированный в стиле классицизма. До наших дней сохранились решетки с изображениями щитов, пик и мечей, а также львиных масок.

Поцелуев мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Название Поцелуев мост известно многим по остроумной песенке, которую когда-то исполнял Леонид Утесов: он настоятельно рекомендовал влюбленным встречаться только на Поцелуевом мосту, так как, в отличие от других, он не разводится. Согласно существующему поверью, если на этом мосту поцеловать человека при расставании, он непременно вернется. А влюбленные прямо-таки устанавливают рекорды по продолжительности поцелуя, ведь чем он дольше, тем дольше будет их счастье.

Название действительно романтичное, хотя объясняется оно гораздо прозаичнее: просто рядом находилось популярное питейное заведение купца Поцелуева, которое так и называлось – «Поцелуй».

Уникальность этого моста через Мойку, соединяющего Казанский и 2-й Адмиралтейский острова, в том, что его внешний вид сохранился неизменным с начала 19 века, и в настоящее время он считается памятником начала чугунного мостостроения. С Поцелуева моста открывается один из самых лучших видов на Исаакиевский собор.

Большеохтинский мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Большеохтинский мост, соединяющий район Малой Охты и исторический центр города, было решено построить в 1909 году, в год 200-летие Полтавской битвы, поэтому вполне естественно, что его назвали мостом Петра Великого. Мост построили за рекордно короткий срок, всего за два года. После революции его переименовали в «Большеохтинский».

Интересно, что Большеохтинский мост, который признан в настоящее время одним из самых красивых мостов в мире, горожане посчитали уродливым и беспощадно ругали. В этом он повторил судьбу Эйфелевой башни, которая тоже выполнена из клепаных конструкций и так же вначале подвергалась резкой критике за «уродливость». Правда, Большеохтинский мост, в отличие от Эйфелевой башни – символа Франции, не стал символом Питера, но в темное время суток благодаря подсветке представляет собой просто феерическое зрелище.

Благовещенский мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Не менее эффектно выглядит и Благовещенский мост, знаменитый еще и тем, что это первый постоянный мост через Неву, который соединил Василеостровский район и центр города. С начала строительства в 1843 году мост сменил много названий: вначале он назывался Невским, затем Благовещенским (в честь левобережной Благовещенской площади), с 1855 году Николаевским. После революции он получил название «Мост лейтенанта Шмидта», однако в начале 21 века ему вернули историческое имя.

1-й Инженерный мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


К историческим памятникам относится и 1-й Инженерный мост через Мойку, который соединяет Спасский остров и остров, где находится Летний сад. Название моста связано с Михайловским замком, который назывался еще Инженерным. Именно здесь находилась резиденция императора Павла I, где его и убили.

Деревянная переправа была тут издавна, а во второй половине 18 века выдающийся архитектор Ф. Растрелли спроектировал новый мост, соединяющий Летний сад и с Летним дворцом Елизаветы Петровны. Причем мост был крытым, чтобы на императрицу не упала ни капля дождя. В ту пору за мостом закрепилось название Летний, или Летний переходный.

Достопримечательностью 1-го Инженерного моста стал знаменитый памятник Чижику-Пыжику, установленный поблизости в 1994 году. В городском фольклоре тут же появилось поверье, что если бросить монетку так, чтобы она осталась лежать на камне, образующем постамент неунывающей птички, то загаданное желание сбудется.

Эрмитажный мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Эрмитажный мост является самым «горбатым» из всех петербургских мостов. Первая переправа возникла здесь, где Зимняя канавка впадает в Неву, еще в 1720 году. Правда, проехать по ней могла всего одна карета или телега, поэтому при возведении величественной Дворцовой набережной решено было выстроить новый мост. Эту задачу осуществили за 3 года, и уже в 1766 году мост появился в том виде, какой нам известен сегодня: каменный, с высоким дугообразным подъемом и облицовкой из гранитных плит. Таким образом, это старейший каменный мост в городе.

Эрмитажный мост получил свое теперешнее название в 1829 году из-за близкого расположения к Эрмитажу, а до этого он назывался Дворцовым. Когда спустя столетие, уже при советской власти, из-за катастрофического состояния моста было принято решение о реконструкции, Архитектурный комитет настоял на сохранении его исторического облика.

Есть у него и неофициальное название – «Мостик Лизы». Именно с него героиня знаменитой оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» совершила самоубийство, бросившись в воду.

Мост имени Ломоносова

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Мост имени Ломоносова на Фонтанке, как и пять других переправ через реку, первоначально был выстроен из дерева и назывался Екатерининский, а с 1798 года – Чернышев мост, поскольку поблизости находилось богатое имение графа Чернышева. Современное название было присвоено ему в 1948 году одновременно с примыкающей к мосту площадью, где был установлен памятник основоположнику российской науки.

В конце 18 века все шесть мостов было решено перестроить, и новый мост приобрел два каменных пролета по бокам, хотя средний остался деревянным, поскольку был разводным, а судоходство по Фонтанке шло полным ходом. Разводные механизмы был скрыты в башнях, поставленных по бокам моста.

Со временем мост превратился в своего рода визитную карточку Петербурга. Его первая реконструкция была проведена в 1859 году. Поскольку судоходство по Фонтанке практически сошло на нет, разводной деревянный пролет был заменен на постоянный, и мост перестал быть разводным.

В настоящее время мост охраняется государством как памятник архитектуры. В темное время суток можно увидеть великолепный иллюминационный ансамбль, который создает красочная подсветка моста, зданий на площади Ломоносова и улицы Росси.

Иоанновский мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Иоанновский мост соединяет Иоанновские ворота Петропавловской крепости и Петроградскую сторону. Построенный на месте самого первого санкт-петербургского моста, он считается старейшим мостом Петербурга, хотя не имеет ничего общего с наплавным деревянным мостом петровских времен.

В те времена он назывался Петровским, но в 1890 году был переименован в Иоанновский. Каждый, кто посещал Петропавловскую крепость, обязательно проходил по Иоанновскому мосту. Его береговые дамбы имеют форму каменных арок, а средняя, деревянная часть прежде была подъемной, чтобы враг не мог ворваться в крепость.

В тех пор мост неоднократно перестраивался, и свой современный облик он приобрел в 1953 году. Для фонарей и решеток ограждения были использованы образцы начала 19 века, чем объясняется присутствие пучков копий, которые увенчаны двуглавыми орлами, и обелисков с воинскими касками.

Когда в 2003 году под мостом установили фигурку зайца (в народе её называют «Зайчик, спасшийся от наводнения»), тут же родилось поверье, что если попасть в зайчика монетой, то вас ждет удача.

Большой Обуховский мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Большой Обуховский мост по сравнению со своими старинными «собратьями» совсем молодой: его строительство началось в 2004 году, а уже через 4 года на нем было пущено одностороннее движение по четырем полосам. По сути, это не один, а два моста, движение по которым идет в противоположных направлениях. Это еще один из самых длинных в России мостов. Иногда его еще называют Вантовым благодаря характерным архитектурным элементам.

Свое название мост получил благодаря тому, что соединяет Проспект Обуховской обороны и Октябрьскую набережную. Он находится на границе Невского района Петербурга и Всеволожского района Ленинградской области. Правда, еще в период строительства моста впервые в истории было проведено голосование среди жителей города по выбору его названия. Вариантов было несколько, но в конечном счете мост решили назвать Обуховским из-за близости к Обухову, а поскольку один мост с таким названием уже есть, добавили слово Большой.

Фонарный мост

Неповторимые мосты Санкт-Петербурга


Фонарный мост, перекинутый через Мойку, соединяет Фонарный и Почтамтский переулки. Свое название он получил по имени переулка, где в старину находились фонарные мастерские и жили фонарщики. Однако в 19 веке это немудрящее название стало выглядеть двусмысленным, так как близлежащие улицы превратились в квартал «красных фонарей», которыми по традиции обозначался вход в публичные дома.

Современный Фонарный мост не имеет ничего общего с деревянной переправой, сооруженной в середине 18 века. Его неоднократно перестраивали, а свой современный облик он приобрел в 1973 году. Теперь это железобетонный мост, архитектурное решение которого прекрасно сочетается с обликом других мостов на Мойке. Рядом с мостом находится целый ряд городских достопримечательностей: Почтамт, Музей связи, Дом культуры Союза связи, Дом Архитекторов.

Информация для ознакомления.
Мнение редакции "Русский Мир"
может не совпадать с мнением авторов статей

Читайте так же на сайте:


Интересное
Комментарии:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.